В связи с обновлением сайта некоторые разделы могут быть недоступны или некорректны Приносим свои извинения
Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation

+
Home Методические материалы Урок о воздухе «Гость - невидимка»

Урок о воздухе «Гость - невидимка»

 

По материалам архива заповедника

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха, вызвать у детей интерес к воздуху как компоненту неживой природы.

Возраст детей: 4-5 лет.

Материалы: рисунок планеты Земля в космосе; цветные шарики, пустые пузырьки из-под шампуня, вода в тазах, трубочки, мыльный раствор, резиновый мяч, свеча, гуашь, альбомные листы, трубочки для туши.

Ход занятия

Воспитатель: Жили – были на свете сестрица Вода, сестрица Земля (почва), братец Воздух и дедушка Солнышко. Все у них прекрасно, когда они вместе: вместе работают и вместе отдыхают. Дедушка Солнышко согревает Землю, растения и животных. Сестрица Водица поливает почву, а вместе с ней и растения, поит и животных и людей. Братец Воздух окутывает нашу планету Землю легким воздушным покрывалом. Под этим теплым воздушным одеялом плещутся синие моря, зеленеют леса, живут животные и люди.

(Воспитатель демонстрирует детям рисунок «Земля в космосе»)

И захотелось мне сегодня пригласить к нам в гости. А братец Воздух, по-моему, к нам не пришел. Как вы думаете, пришел он или не пришел?

Дети: Конечно, пришел, ведь мы дышим воздухом.

Воспитатель: Что ж, давайте убедимся в том, что братец Воздух находится в нашей комнате.

Упражнение по задержке выдыхания

Воспитатель: Прикройте ротик и зажмите пальчиками носик. Посидим, помолчим. Кто сколько может.

Дети: пробуют сидеть, не дыша.

Воспитатель: Я не могу больше. А вы? Тоже не можете? Почему долго не можете сидеть с зажатым носом?

Дети: дышать нечем.

Воспитатель: так вот оно что! А чем вы должны дышать?

Дети: воздухом.

Воспитатель: значит, воздух здесь есть. И мы им дышим. Но, видно, братец Воздух – невидимка. Давайте сегодня мы попробуем его обнаружить и даже поиграть с ним!

Воспитатель: сегодня братец Воздух принес нам подарки. (Воспитатель выдает каждому  ребенку разноцветный шарик). Давайте попробуем ими поиграть. Подбросьте шарики высоко, поймайте их и подбросьте снова. (Дети выполняют задание). Они легкие?

Дети: Легкие, воздушные.

Исследование воздушных шариков и резинового мяча.

Воспитатель: Мне кажется, что в шариках кто-то сидит, кто-то спрятался от нас в этой цветной одежде. Наверное, он хочет выбраться наружу. Давайте выпустим его. Что для этого сделать? Для этого надо развязать веревочки, которыми завязаны наши шарики. Развяжите их. (Дети развязывают шарики).

Воспитатель: Что это, что случилось с шариками, они начинают вырываться из рук и смешно летать по комнате. Кто, по-вашему, вырвался из шарика наружу? Или что это?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Теперь понятно, кто прятался в шарике! А как можно ещё найти воздух в комнате? Ведь он прячется не только в воздушном шарике. Вот мой старый резиновый мячик, потрогайте его, нажмите пальцем по мячику и снова отпустите его. Ямка пропадает. Кто-то там сидит и возвращает стенку мячика на место. Кто это? Догадались?

Дети: Воздух.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведем опыт с пластиковой бутылочкой.

Опыт с пластиковой бутылочкой.

Каждому ребенку дается пластиковая бутылочка или пузырек из-под шампуня. В комнате стоят тазы с водой.

Воспитатель: Как вы думаете, кто живет в пустой бутылке? Давайте опустим бутылочки в воду и посмотрим, что произойдет. (Дети опускают бутылочки в воду). Что это за пузырьки выходят из бутылочки?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Да, верно. Вода проникает в бутылочку, занимает все больше и больше места в бутылочке, и воздух выходит. Скоро внутри бутылочки совсем не останется воздуха. А кто сейчас поселился  в бутылочке?

Дети: Вода!

Воспитатель: Мы убедились, что в пластиковой бутылочке есть воздух. А где еще может быть воздух?

Дети: В колесах автомобиля, велосипеда, в мыльных пузырях.

Воспитатель: Давайте запустим мыльные пузыри и еще раз поиграем с братцем Воздухом. Как только я скажу «Стоп-хлоп», играть с мыльными пузырями прекращаем!

(Дети берут трубочки, опускают в мыльный раствор, пытаются выдуть мыльный пузырик).

Наблюдение за движением воздуха.

Воспитатель: Итак, братец Воздух находится здесь в комнате, он невидимка, и увидеть его нельзя. А вот узнать о нем, когда он движется, можно легко. Ведь когда невидимка – Воздух начинает двигаться, люди называют его ветром. Ветер бывает теплый и холодный, сильный и слабый. Давайте возьмем в руки «ветрячки» и побегаем по комнате. («Ветрячок» представляет собой палочку, к одному концу которой привязаны тонкие ленточки, длинной около 30 см).

(Дети бегают по комнате, ленточки колышутся).

Воспитатель: Что заставляет колыхаться ленточки?

Дети: Ветер.

Воспитатель: А ветер бывает, когда воздух движется, значит, воздух – невидимка здесь, в нашей комнате. Давайте попробуем его еще как-нибудь поискать. Я зажгу свечу, открою дверь. А вы понаблюдайте, что происходит с пламенем свечи.

Дети: Пламя свечи колышется.

Воспитатель: Почему?

Дети: ветер дует.

Воспитатель: Так что такое ветер?

Дети: Движение воздуха.

Игра: «Поиграем с огоньком».

Воспитатель: Сейчас я превращу вас в свечки, и мы поиграем с огоньком.

Дети расходятся по комнате.

Воспитатель: А сейчас я открою дверь, и мы увидим, что сквозняк колышет пламя свечи. Посмотрите внимательно на свечку и повторите движение пламени своими руками, наклоняя их вправо и влево.

(Дети выполняют).

Воспитатель: Ветерок, подуй, пламя свечи задуй! (Дует на свечу, и пламя гаснет.)

(В это время все дети должны замереть. Если кто-то из ребят шевельнется, его свеча гаснет, и он должен опустить руки. К этому ребенку подходит воспитатель и показывает, будто он зажигает его свечку – и ребенок вновь поднимает руки с сомкнутыми ладошками.)

Воспитатель: А сейчас я открою дверь, и пламя ваших свечей начнет колыхаться от сквозняка.

(Дети вновь начинают двигать руками вправо-влево, показывая движение пламени).

Воспитатель: Ветерок, подуй, пламя свечки задуй!

(При этих словах воспитателя дети замирают, и игра повторяется 2-3 раза).

Исследование: имеет ли воздух запах?

Воспитатель (Дует на свечку, которая горела, пока дети играли): Вдохните воздух, чем пахнет?

Дети: Горелым.

Воспитатель: Это воздух разнес по комнате запах сгоревшей свечки. Сам воздух не пахнет, но может прийти из кухни и принести запах обеда.

(Воспитатель открывает дверь, пахнет обедом).

Воспитатель: Понюхайте цветок герани (Дети нюхают).

Воспитатель: Сейчас воздух побывал в гостях у цветка и принес нам его запах.

Воздух-художник. Путешествие в страну «Клякс».

Воспитатель: А вы знаете, что братец Воздух еще и художник? Но вам придется помочь ему рисовать. Сначала мы отправимся в страну «Клякс» и научимся ставить кляксы.

(Воспитатель показывает детям, как поставить кляксу:

1) Готовится разноцветная тушь или жидко разведенная гуашь;

2) Трубочка одним концом воспитатель опускает в баночку с тушью или гуашью, а другой конец трубочки плотно зажимает пальцем;

3) Трубочку с одним плотно зажимает, концом он вытаскивает, из туши и над листом бумаги убирает палец, которым зажимал ее конец. Тушь, набранная в трубочку, падает на лист бумаги, и образуется клякса

4) Теперь можно поставить пустую трубочку в кляксу, набрать в рот воздух и подуть в трубочку – таким образом клякса раздувается.)

(Дети по очереди пробуют ставить и раздувать кляксы на одном большом листе. Получается коллективная работа «Наш гость – братец Воздух».)

Воспитатель: Посмотрите, какие интересные рисунки у нас получились! Помог нам их сделать братец Воздух. Ну, разве он не художник! И вы все тоже молодцы. Вместе славно потрудились. Давайте нашу работу прикрепим на стенд. Пусть и братец Воздух вместе с нами посмотрит, какие вы все мастера.

Обобщение полученных результатов.

Воспитатель: Что вы сегодня узнали о братце Воздухе?

Дети: он – невидимка, художник, помогает нам дышать.

Воспитатель: А где живет воздух?

Дети: в пустой бутылке, в мяче, в воздушном шарике.

Воспитатель: Воздух живет везде. А мы смогли бы жить без воздуха?

Дети: Нет, мы дышим воздухом.

Воспитатель: А есть ли запах у нашего гостя?

Дети: Нет запаха.

Воспитатель: А с какими запахами дружит воздух?

Дети: Запахом цветов.

Воспитатель: Воздух легко вбирает чужие запахи.

Воспитатель: Давайте все вместе дружно скажем «спасибо» Братцу Воздуху за то, что он пришел к нам в гости, рассказал много интересного о себе и даже помог нам порисовать.

Дети: (хором) Спасибо!

Воспитатель: Вы можете еще раз полюбоваться на нашу работу. Попробуйте найти свои рисунки на ней.

 

Comments
Add New Search
Write comment
Name:
Email:
 
Title:
 
Please input the anti-spam code that you can read in the image.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Подменю