В связи с обновлением сайта некоторые разделы могут быть недоступны или некорректны Переходите по этой ссылке ознакомиться с нашим НОВЫМ САЙТОМ!!!
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

+
О нас Деятельность заповедника Научный отдел Публикации

Каждая культура - бесценный источник вдохновения, своеобразия и красоты.

9 августа ООН назвала Днём коренных народов мира. Конечно же, в первую очередь, это попытка привлечь внимание к правам и проблемам малочисленных народов. Для нашей многонациональной страны этот праздник весьма актуален, ведь в России существует около двухсот самостоятельных языков и диалектов. Каждая народность, этническая общность имеет уникальные особенности материальной и духовной культуры. Среди народов, издревле проживающих на территории Российской Федерации, особое место принадлежит коренным малочисленным народам Севера. Таковых на сегодняшний день в 28 субъектах Российской Федерации -40. В Приморье – это удэгейцы, нанайцы и орочи.

Совсем рядом с нами, в таёжном селе Агзу проживают удэгейцы. Удивительна судьба этого народа. Первое упоминание о «диких людях удэгай» сохранилось в хрониках империи Цзинь в 1345 году. «Лесные люди» были прирожденными охотниками, рыболовами и следопытами. Селились они среди лесистых острогов Сихотэ-Алиня, по берегам стремительных и холодных рек – Хора и Анюя, Сукпая и Самарги. До Октябрьской революции удэгейцы вели кочевую жизнь. Климатические условия проживания удэгейцев нельзя назвать благоприятными, они постоянно сталкивались со всевозможными трудностями (суровые зимы, жаркие летние месяцы, наличие кровососущих насекомых и др.). Тяжело им было добывать себе пропитание. Всё это наложило особый отпечаток на удэгейскую национальную одежду, на жизнь, быт, традиции народа. Природа кормила и одевала (уникальна одежда из кожи рыб и зверей), природа была и «аптекой» - кладезем целебных трав, а уж если и они не помогали, то всегда можно было обратиться к шаману. Они играли огромную роль в жизни общества аборигенов. В зависимости от своего мастерства шаманы делились на слабых и сильных. В соответствии с этим они имели различные шаманские костюмы и атрибуты: бубен, колотушку, зеркала, посохи, мечи, ритуальную скульптуру, ритуальные сооружения. Шаманами были глубоко верующие в духов люди, поставившие целью своей жизни служить и безвозмездно помогать сородичам. Шаманом не мог стать шарлатан, или человек, который заранее хотел получать с шаманского искусства какие-либо выгоды. К шаманским обрядам относились камлания для лечения больного, поисков пропавшей вещи, получения промысловой добычи, проводов души умершего в загробный мир. В честь своих духов-помощников и духов-покровителей, а также для воспроизводства свой силы и авторитета перед сородичами сильные шаманы устраивали раз в два-три года благодарственный обряд. Шаман со свитой и со всеми желающими объезжал свои «владения», где заходил в каждое жилище, благодарил добрых духов за помощь и изгонял злых.

Конечно же, современные удэгейцы носят привычную для нас одежду, и уже мало кто из них знает, как выглядел костюм охотника, в чём удэгейские женщины разжигали огонь в очаге. В настоящее время они живут в деревянных домах, сажают огороды, смотрят телевизор, едят хлеб и овощи. Но душа удэгейца осталась такой же, как и тысячи лет назад: по- настоящему счастливым он чувствует себя только в тайге, на охотничьей тропе. Удэгеец - охотник не знает себе равных ни в зоркости глаза, ни в меткости выстрела. Он такой же искусный рыбак, каким был много веков назад, в этом его талант и предназначение на Земле. А у удэгейской женщины другое предназначение: хранить тепло очага и создавать красоту. Уникальным орнаментом женщины украшали одежду и головные уборы, обувь, сумочки и различные коробки для утвари и посуды. Вышивают мастерицы шелком. Вышивке гладью они отдают предпочтение перед аппликацией. Удэгейская техника вышивки – это узкий гладьевой шов, которым зашивается причудливо изогнутый орнамент, вырезанный из рыбьей кожи и подклеенный на «подкрахмаленный» черный сатин или светлую ткань. Яркие цвета и блеск шелковых ниток на контрастном фоне, а также оформление вышитого узора цветными кантами и полосами, придают готовому изделию особую декоративность. Кто хоть однажды видел узоры, вырезанные удэгейской мастерицей, навсегда сохранит в душе восхищение их изысканностью и красотой.

Уже в конце XIX века отечественные исследователи стали бить тревогу, указывая на вымирание «инородцев». После установления советской власти этот процесс приостановили, но какой ценой. В 30-е годы удэгейцев начали сселять в более крупные и благоустроенные поселения. Процессы концентрации удэгейского населения продолжались и в последующие годы. С одной стороны, это способствовало консолидации этноса, росту этнического самосознания аборигенов, улучшению их социально-экономического положения, повышению культурного и образовательного уровня. С другой - оказались утраченными многие элементы их традиционной культуры. Вот и сегодня перед обществом стоит острая проблема сохранения и дальнейшего развития традиций и культуры, бережного отношения к прошлому малочисленных народов. Решается она на более высоком уровне, например, в создании культурно – этнографических центров, союзов исконных жителей Приморья. У нас в Тернее в Информационном Центре Сихотэ-Алинского заповедника (который скоро откроет свои двери для тернейцев и гостей посёлка) готовится выставка удэгейской культуры, идет сбор экспонатов быта, орудий труда, традиционной одежды удэгейского населения. В процессе работы над выставкой становится понятно, что это великий народ, когда-то незаслуженно забытый. Но история - такая наука, которая помогает со временем расставить все на свои места. А пока с праздником, уважаемые, и дай Вам бог здоровья и сил ещё на долгие годы.

Л. Амплеева, специалист по экологическому просвещению

Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Подменю