КЕДРОВКА-ОРЕХОВКА
В Сибири и на Дальнем Востоке к таким видам относятся сибирская и корейская кедровые сосны, обычно, называемых кедрами, хотя, по ботанической классификации, настоящие кедры произрастают в Ливане, Средиземноморье. Кедровые сосны – родственники обыкновенным соснам, также широко заселяющим леса Сибири и Европы. В естественной среде обитания сибирская кедровая сосна распространена от востока Европейской России, от Предуралья до Яблоневого хребта. Сибирь – настоящая обитель сибирского кедра. Далее к востоку произрастает корейская или, как ее реже называют, маньчжурская кедровая сосна, хорошо знакомая жителям Приморского края. Кедр сибирский – высокое стройное дерево, нередко с пушистой правильной кроной. Одно из основных отличий сибирской и корейской сосен – величина орехов и шишек. У корейского кедра шишки раза в два раза и более, крупнее, чем у сибирского, так же, как и орехи. Оба вида имеют тяжелые семена, облаченные в толстую скорлупу. Поэтому возможность самостоятельно распространиться вокруг материнского дерева у них ограниченная. Они опадают с него вместе с шишкой, в сравнении с вылетающими из шишек легкими крылатыми семенами сосны обыкновенной, елей и пихт, которые ветром разносятся на сотни метров от дерева. Но у природы и для этого случая в течение длительной эволюции выработался эффективный способ расселения семян кедра на большие расстояния, который называется зоохорией, – с помощью многочисленных потребителей вкусных и питательных орехов. Животных, использующих в пищу орешки кедра немало. В урожайные на орех годы кедровники заселяются многочисленными зверями и птицами, среди них: бурый и гималайский медведи, кабаны, белки, бурундуки, мышевидные грызуны, поползни, дятлы и кедровки. Соболь также с удовольствием поедает орешки, раскапывая зимой глубокие ямки в снегу, где кем-то был припасен орех, или поедает орех из упавших шишек. Но только кедровки, поползни и дятлы, белки и реже бурундуки добираются до шишек, произрастающих обычно в верхней части крон высоких кедров. Мышевидные грызуны, поползни, белки прячут орешки впрок. Наибольшие запасы известны для бурундука, а также и для кедровки. Именно их деятельность, особенно кедровки имеет наибольшее значение в распространении кедра.
Птицы используют запасы ореха в голодное время, обычно, зимой. Каждая кедровка определяет расположение своей кладовой только по известным ей ориентирам, руководствуясь зрительной памятью. Исследования сибирских орнитологов показали, что кладовые одной кедровки с трудом находят другие кедровки. Каждая кедровка имеет определенный «код ориентиров» к своим кладовым, и нередко безошибочно и быстро находит свои старые кладовые под глубоким снегом, выкапывая нередко глубокие норы в снегу. На Дальнем Востоке и в Сибири, где основу пищи ореховок составляют кедровые орешки, обилие этих птиц зависит от урожая ореха. Поэтому обширные пожарища, рубки кедровника в последние десятилетия, массовый сбор орехов заготовителями, вероятно, дополняемые изменением климата, неблагоприятно сказались на численности кедровок. В сохранившихся кедровниках крайние неурожая ореха случаются нечасто. Кедровая сосна дает урожаи, хотя и небольшие, но почти каждый год, и периодически, обычно, раз в три-четыре года – высокие. В голодные годы, например, зимой 2012-2013 гг. кедровки использовали орехи из кладовых, которые они сделали год назад в урожайный период. В особенно неурожайные годы, следующие один за другим, когда птицы лишаются пропитания на обширной площади таежного леса, кедровки мигрируют на сотни километров. Из Сибири они тысячами в эти периоды перелетают за Уральский хребет, появлялись в Центральной России и Западной Европе. Большая часть таких мигрантов погибает. Но чаще урожай ореха распределен в тайге неравномерно, и кедровки, нередко собираясь в большие группы, перелетают на участки, где ореха больше. Вероятно, что разыскивать свои старые запасы в снегу им труднее, чем собирать орехи с кедров или из опавших шишек. Поэтому часть запасов птицы не используют, и весной, перезимовав, орешки из таких «забытых» кладовых прорастают. Этим и объясняется то, что на многих гарях по соседству с кедровником, уже через несколько лет после пожара небольшими группами (именно так прячет орешки кедровка) появляются проростки кедровых сосен. Обширные гари, медленно восстанавливающиеся вначале лиственным, а затем и кедровым лесом, – наглядный результат деятельности кедровки, перетаскивающей орешки в свои кладовые от плодоносящих кедров на зарастающее лесом пожарище. Обустройство многочисленных кладовых с запасом «семенного материала», оборачивается большой выгодой для населения кедровок в будущем. Через сто-двести лет на месте прежней гари будет стоять высокий кедровый лес, который может прокормить многочисленное потомство современных кедровок, а также многих других таежных животных. Существующая до пожара лесная структура восстановится, воссоздастся среда обитания многих видов растений кедрового леса и животных, которые сами семена кедра не распространяют. В этом особенно большое значение имеет деятельность небольшой темной с пятнышками птицы, которая поддерживает благополучное существование своих отдаленных поколений восстановлением первозданного кедрового леса.
Виталий Зайцев, ст.научный сотрудник института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved." |