В связи с обновлением сайта некоторые разделы могут быть недоступны или некорректны Переходите по этой ссылке ознакомиться с нашим НОВЫМ САЙТОМ!!!
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

+
Новости заповедника

В Информационном центре Сихотэ-Алинского заповедника началась реконструкция диорам

02.12.2016 13:58

Обновлено 02.12.2016 14:29

Автор: Administrator

PDF Печать E-mail

«Глубоко ошибается тот, кто сравнивает музей природы с кладбищем чучел», - пишет Григорий Михайлович Шаульский  в одной из своих работ, - языком изобразительных форм здесь достоверно и красиво воссоздается животное в его естественном виде». Сочетание объемных экспонатов, бутафории, живописи, грамотно и точно подобранных по цветовой насыщенности, силе света и полутонам, пропорциям в единстве передает действительность, красоту и неповторимость дикой природы. Диорама – это не чучело, набитое паклей или манекен, обтянутый шкурой, пара сухих веток, воткнутых в картон, имитирующий камни и живопись на заднем плане. Главная задача диорамы в понимании Григория Михайловича – добиться духовности созидания, глубокого эмоционального воздействия на человека от увиденного и услышанного, что формирует «эффект присутствия».


Первое временное здание музея Природы в п. Терней, где находится административное здание Сихотэ-Алинского заповедника, было построено в 1965 году, когда заповедник начал активно заниматься просветительской деятельностью. Начало ему положил Ю.В. Купцов, директор в то время, и М.Я. Волков – таксидермист, коллекционер. Тогда музей был лучшим в Приморском крае, и, несмотря на большую удаленность от крупных городов, залы его всегда были заполнены посетителями. В 70-80 годы музей Природы посещало более 5000 человек в год. На его базе преподаватели общеобразовательных школ проводили уроки по биологии, географии, природоведению и другим предметам.

В 1993 году здание музея было снесено для того, чтобы на его месте появился новый Информационный центр, где кроме зала музея природы были бы и другие важные помещения для экопросветительской деятельности. Были задуманы кино- и выставочный залы, учебный кабинет для занятий со школьниками, таксидермическая мастерская и многое другое. Часть экспонатов старого музея были размещены в краеведческих музеях г. Спасска-Дальнего и Дальнегорска. Активное участие в разработке эскиза и проекта Информационного центра принимал Григорий Михайлович Шаульский - мастер с более чем 20-летним стажем музейной работы, как в России, так и за рубежом. Человек-редкость – способный видеть художественный замысел в обыденном. «Таёжный романтик», в чьей промысловой котомке трофеи были редкостью – в тайгу Григория Михайловича все больше увлекает тяга к эксперименту и природная наблюдательность.. Спустя 7 лет, в октябре 2000 г. работы по строительству Информационного центра завершились. Но оборудование внутренних залов продвигалось очень медленно. Нужно было искать серьезные финансы, которых в то время в бюджете заповедника не было.  Григорий Михайлович продолжал работать. Вместе с другими мастерами он создавал великолепные экспозиции, рассказывающие о Живой Дикой Природе. И хотя в полном объеме оборудовать здание не удалось, диорамы в зале музея природы были выполнены и представлены публике. Росомаха, амурский горал, беркуты, амурский тигр и другие представители дальневосточной фауны знакомили посетителей с удивительным миром уссурийской тайги на протяжении многих лет. И вот сейчас началась реконструкция имеющихся диорам и экспозиций. «Нарушил» безмолвие диорамных залов Григорий Михайлович, а помогают ему в этом артист театра Молодежи из Владивостока, «лично» знакомый с театральной бутафорией Александр Стрелков и художник из Хабаровска Владимир Кириллов.


За плечами Александра большой опыт не только как актера театра и кино. Он принимал участие в реставрации памятника Борцам Советов в г. Владивосток, изготавливал лепнину для Приморского краевого театра кукол. «Есть ли какое-то направление в творчестве, где Вы не задействованы и не интересуетесь им?», - спрашиваю. Улыбается. «Мне нравится здесь работать. С творческими людьми, не по шаблону, где такой простор для полета творческой мысли. А какой воздух! Я им не просто дышу, я его ем!»

Владимир Кириллов, художник со стажем, окончивший Институт Искусств во Владивостоке, принимал участие в создании этой же диорамы «Зима» с момента проекта на бумаге. Его кисти принадлежит живописный зимний пейзаж в этой диораме, который он писал вместе с другими художниками. Его видение на то, какие конструктивные изменения необходимо внести в проект диорамы, сошлось с видением Григория Михайловича – поэтому, спустя много лет, творческий тандем вновь воссоединился.

Чтобы понять и ощутить на себе трудоемкость процесса создания диорамы, я внедрилась в творческий коллектив мастеров, в мир поистине разносторонних личностей, чутко чувствующих природу, в мир, где происходит таинство, чудо воссоздания достоверных сюжетов живой дикой природы. Действительно Живой, потому что опытные мастера совершенно точно создают «картину» в естественном виде. И как я заблуждалась в своей уверенности, что с помощью шпателя и мастики легко передать поверхность камня, трещины в скале… Чтобы зритель не смог на первый взгляд отличить бутафорию от натурального, скажем, камня или ствола дерева, нужно обладать природной наблюдательностью, чем не каждый может похвастать. Признайтесь, когда Вы обращали внимание на то, как лапы елей прогибаются под тяжелыми шапками снега, или вглядывались в хаотические неровности отколовшейся скалы, гуляя по побережью и преодолевая непропуск. А когда Вы последний раз смотрели на небо? Григорий Михайлович, будучи сотрудником Сихотэ-Алинского заповедника, мог сутки просидеть на дереве, наблюдая за копытными, пришедшими на солонец. При этом он не смотрел на них так, как это обычно происходит в зоопарках между «зрителем» и животным. После он писал в своих работах: «Удивительное изящество, грациозность и (как мне почудилось) трепет естественной гармонии, божественной красоты – Матери дикой природы угадываются в каждом движении зверя». Матери дикой природы..

Мы много говорим о бутафории, а разве не чучело животного – главное в диораме, скажете вы? «Нет», - утверждают мастера. Любой предмет мы можем увидеть только вместе с соседними предметами в окружающей его среде. Поэтому именно благодаря достоверно воссозданному окружающему ландшафту мы можем ощутить, что окунулись в фантастический мир построения природной многоплановой озвученной диорамы. В ее создании обладать наблюдательностью – еще половина успеха. Подмеченное в природе невозможно перенести в создаваемое механически, увиденное необходимо подвергнуть обработке в своем сознании, обогатить его творческим воображением, профессиональным опытом, а затем уже представить себе и другим в таком вот новом виде.

Кропотливая трудоемкая работа продлится в музее еще не один месяц – работы по реконструкции диорамы «Зима» планируется завершить в феврале. А пока нам остается время от времени приобщаться к процессу, «создавая трещинки и неровности на камне»…

Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Подменю